Межконтинентальная
баллистическая ракета
УР-100 (8К84) /
УР-100М (8К84М),
РС-10
SS-11 (Sego)
УР-100
|
|
Тактико-технические
характеристики (УР-100 / УР-100К)
|
Максимальная дальность
стрельбы, км
|
12000 / 10000
|
Стартовая масса, т
|
42,3 / 50,1
|
Масса полезной нагрузки, кг
|
750 / 1208
|
Масса топлива, т
|
- / 45,3
|
Длина ракеты, м
|
16,7 / 19,0
|
Диаметр ракеты, м
|
2,0 / 2,0
|
Тип головной части
|
моноблочная, ядерная
|
Первой поступившей
на оснащение РВСН МБР второго поколения стала ракета УР-100, разработанная
под руководством академика В.Н. Челомея. Задание на разработку «легкой»
ампулизированной ракеты, пригодной для крупносерийной постройки, было выдано
постановлением Правительства от 30 марта 1963 года. Кроме головного ОКБ-52
привлекалось значительное число смежных организаций, что позволило отработать
все системы создаваемого ракетного комплекса в короткие сроки. Весной 1965
года на полигоне Байконур начались летные испытания ракеты. 19 апреля
состоялся пуск с наземной пусковой установки, а 17 июля — первый пуск из
шахты. Первая серия испытаний показала недоведенность двигательной установки
и системы управления. Однако устранение этих недостатков много времени не
заняло. 27 октября 1966 года всю программу испытаний удалось успешно
завершить. 24 ноября этого же года БРК с ракетой УР-100 был принят на
вооружение РВСН. В этот день три первых ракетных полка были развернуты в
Красноярске, Бершети и Дровяной.
УР-100 была
выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней и плотной
компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из первой и второй
ступеней и головной части. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с
помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке
первой ступени.
Первая ступень
включала в себя корпус, маршевую двигательную установку, пневмогидравлическую
систему, систему опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус был
выполнен по несущей схеме и состоял из трех отсеков: хвостового, топливного и
переднего. Топливный отсек представлял собой неразъемный блок, состоящий из
бака окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным
двойным днищем. Двигательная установка первой ступени, размещенная в
хвостовом отсеке, состояла из четырех маршевых ЖРД с поворотными камерами
сгорания, выполненных по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в
камерах сгорания. Двигатели имели высокий удельный импульс тяги, что
позволило ограничить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле
составила 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в
одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.
Вторая ступень по
конструкции аналогична первой, но меньших размеров. Ее корпус состоял из
хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый
однокамерный ЖРД и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель. Они развивали
тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно. В качестве компонентов топлива
применялись самовоспламеняющиеся при взаимном контакте азотный тетроксид и
несимметричный диметилгидразин.
Все топливные
баки имели наддув. Перед стартом они наддувались сжатым азотом и воздухом из
баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в полете — продуктами
газогенерации.
На ракете
устанавливалась автономная инерциальная система управления, обеспечивавшая
управление полетом на активном участке траектории в соответствии с заранее
рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную
подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический
контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным комплексом. В
ее состав входили устройства установленные как в приборном отсеке, так и
размещенные на пусковой установке. КВО при стрельбе составило 1400 м.
В качестве
боевого оснащения использовалась моноблочная головная часть с термоядерным
зарядом мощностью 1 Мт. Большим достоинством было то, что ракета
ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном
транспортно-пусковом контейнере, в котором она транспортировалась, хранилась
в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в постоянной
готовности к пуску и из которого она стартовала. Применение мембранных
клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных
двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в течение многих
лет.
Контроль
технического состояния ракет одного боевого ракетного комплекса, а также
предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по командам с
командного пункта полка. Все его 10 ШПУ были разнесены на дальность,
обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом противника двух соседних
стартовых позиций (так называемые «ОС» — «отдельные старты»). Для своего
времени БРК с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и эксплуатационным
характеристикам в своем классе жидкостных ракет и что самое главное —
пригодным для массового развертывания. К концу 1971 года было поставлено на
боевое дежурство 940 ШПУ с ракетами этого типа.
|